К 130 - летию Михаила Булгакова
15 мая - день рождения известного русского писателя, драматурга, театрального режиссёра, актёра, признанного классика литературы ХХ столетия Михаила Афанасьевича Булгакова, который по праву достоин звания Мастера. Он - автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок и киносценариев. Жизнь и творчество писателя всегда были полны загадок.
Представлены книги, отражающие разные этапы творчества писателя от ранних сатирических пьес до «Мастера и Маргариты».
Первый свой рассказ был написан, когда будущему писателю исполнилось всего 7 лет.
Булгаков был членом Российской ассоциации пролетарских писателей, но при этом его художественный мир не был зависим от идеологии союза. Его проблематика была намного шире и богаче дозволенной Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин. Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с раннего сатирического рассказа "Похождения Чичикова" и кончая инсценировкой "Мертвых душ" (1930). идеалов Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки ("Дьяволиада" (1924), "Роковые яйца" (1925)).
В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести "Собачье сердце" (1925 г.; первая публикация в 1987 г. В сатирических фельетонах и очерках объектом Булгаковской сатиры становится не только «накипь нэпа» – нувориши-нэпманы (вспомним новеллы «Триллионер» и «Чаша жизни»), но и та часть населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торговки, сослужащие и другие.
Не случайно в повестях Булгакова 1920-х годов. Талантливые герои терпят неудачу. Так погибает в бюрократическом море герой «Дьяволиады». Гибнет от рук объятой ужасом толпы профессор Персиков и с ним вместе – его великое открытие. Филипп Филиппович Преображенский («Собачье сердце») оказывается, как будто более счастливым – жизни он не лишается. Однако эксперимент по очеловечению собаки оканчивается провалом: милый и добрый пес Шарик воспринимает худшие качества своего человеческого донора.
В «Роковых яйцах» была показана неготовность общества принять новые гуманистические принципы взаимоотношений, основанные на уважении к усердному труду, культуре и знаниям. В «Собачьем сердце» та же проблема рассматривается на уровне личности.
Позднее, в 1931 году, в антивоенной пьесе «Адам и Ева» Булгаков вернулся к теме ученого-творца и открытия, которое способно спасти мир от катастрофы.
Роман "Белая гвардия", пьесы "Дни Турбиных" и "Бег" (1925 - 1928) составляют трилогию о судьбах русской интеллигенции, их объединяет образ центрального героя, в котором воплощено духовные поиски автора. Жизнь и творчество М. Булгакова связанные с Московским художественным театром, но многие его пьес было запрещено. Поэтому неслучайно проблема "художник и власть" становится главной в его произведениях 30-х годов "Рукописи не горят" - эта фраза становится лейтмотивом всего произведения и символизирует бессмертие человеческого духа, творчества, добра, любви, свободы, христианских
Роман «Мастер и Маргарита» явился одним из величайших достижений русской и мировой прозы ХХ в. В этом произведении нашли свое законченное выражение все мотивы и идеи, характерные для творчества Булгакова. Читатель полностью погружается в мир сотворенной им фантастический реальности, которая на поверку оказывается самой высокой действительностью. Булгакову в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, будь то незаурядный мастер или никем не замеченный делопроизводитель. В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Вслед за Кантом писатель считает, что нравственный закон заключает внутри человека не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, добра и зла раскрыты во всем блеске его мастерства.
Свобода человеческого духа и духовность нравственного выбора неизменно волнует автора., Булгаков, предчувствуя свою смерть, осознавал «Мастера и Маргариту» как «последний закатный роман», как завещание, как свое главное послание человечеству (что самое удивительное, писал он это произведение «в стол», для себя, совсем не уверенный в перспективе публикации шедевра).
История отблагодарила писателя за труд: роман все-таки вышел в свет из глубины ящика булгаковского стола (впервые - в 1966 году в одиннадцатом номере журнала «Москва»),
Телефон для справок: 78-33-45 доб. 825
Контактное лицо: Зуева Елена Юрьевна
Настоящий мастер